О штрафных батальонах долгое время было не принято говорить. Но в последнее время о таких частях ВМВ появилась масса информации, зачастую малопроверяемой, противоречивой, а иногда и откровенно ложной. Отчасти благодаря вышедшим недавно сериалам и фильмам о войне у многих сложилось о штрафниках в корне неверное представление. Но при этом нынешнее поколение знает о подобных подразделениях куда больше предыдущего. Эта тема интересна людям, и они хотят еще больше узнать о ней. Неудивительно, что именно солдатам-штрафникам оказалась посвящена очередная «В тылу врага»; и даже странно, что игру не создали ранее. Однако, может быть, все дело в обстоятельном авторском подходе к делу? Например, известно что разработчикам оказывал помощь Артем Драбкин, автор сайта iremember.ru - собрания сотен интервью с ветеранами ВОВ. В главном меню представлен раздел «Энциклопедия» с целым кладезем полезной информации. Здесь и аналитические статьи, приказы, и документы из архивов, и — самое интересное и важное — воспоминания ветеранов, которые воевали в составе штрафных батальонов и рот. Есть мемуары как офицеров, так и рядовых штрафников.
Энциклопедия очень понравилась — такое внимание к документам из архивов в играх встречаешь не часто. Жаль, что почти нет видео и фотографий — хуже от них точно бы не стало. Некоторые рассказы ветеранов представлены в меню в виде аудиозаписей, но прямо во время игры их слушать нельзя. Изучение всех документов прибавляет желания начать миссию, основанную на этих самых мемуарах, возможно, даже с теми же участвующими лицами. Помня проверенный геймплей «В тылу врага» и с надеждой на пристальное внимание к деталям сюжета со стороны разработчиков, мы начинаем новую кампанию…
В последней части серии о Вьетнаме под нашим командованием было всего четыре-пять бойцов; теперь же число солдат в подчинении немного выросло. Нам принадлежит непосредственное управление сразу несколькими отделениями, а вот войск союзников, как правило, намного больше. По-видимому, разработчики учли опыт прошлых игр. Отряды «диверсантов» — малочисленны, что удобно для управления, хотя при этом нет ощущения массовых боев, а происходящее вокруг более напоминает известную нам Commandos, где действовать каждым бойцом нужно в отдельности. А вот «Черные бушлаты» или «Лис пустыни», наоборот, требовали командования целой ротой, что хоть и выглядело эпично, но часто вносило в игру изрядную долю путаницы.
Противостоящие нам гитлеровцы не отличаются сообразительностью или хоть какими-то признаками ума. Бронетехника, движущаяся в правильном строю, словно на параде, бегущая в полный рост пехота… Можно было всё сделать не настолько топорно, чтобы в итоге происходящие события не выглядели так несерьезно. Задачи миссий также не располагают к поискам хитрых маневров. Все происходит обычно по накатанной схеме: в тыл к противнику пробирается наш отряд, потом закидывает гранатами пулеметы и танки, уничтожает расчет пушек, затем в бой идут основные союзнические силы. Для помощи развитию наступления тут можно под шумок захватить артиллерийское орудие или станковый пулемет. И так — во всём и постоянно. Ничем хорошим не заканчиваются лобовые атаки — перебить всех успевают еще до того, как пехота подберётся на расстояние броска гранаты. Очень реалистично, хотя долгие обходные «заползания» изрядно утомляют. Хочется больше действий, но они случаются только тогда, когда под свое командование удается заполучить бронетехнику.
Раздражает и то, что личный состав, доступный игроку, пополнить самостоятельно нельзя. Помнится, в предыдущих эпизодах «В тылу врага» была подобная фишка — возможность забрать солдата союзника. Помогало в тех случаях, когда в бою терялись почти все бойцы. В других играх серии за заработанные в сражениях очки можно было «покупать» военные подкрепления. Теперь же приходится довольствоваться тем, что имеется, изредка получая награду за выполненную задачу - десяток пехотинцев. Если же всех убьют — миссия провалена. Поэтому, во избежание лишних потерь, для победы приходится посылать в атаку своих подчиненных по одному. В итоге у нас есть пара героев, которые, с полным инвентарём гранат отправляются рейдом по тылам противника, в то время как остальные бойцы ждут где-то в лесочке. А если нашего диверсанта убьют — нестрашно — вызовем следующего «добровольца».
Наши надежды касательно яркой реализации игры не оправдалась. «Штрафбат» не отличается ни сильным сюжетом, ни интересным геймплеем, ни умным ИИ. Сборник мемуаров и документов получился на порядок выше самой игры — его создатели поработали на славу. Что же остается кроме «Энциклопедии»? Всего лишь набор неясно связанных между собой миссий, состряпанный на коленке и не принесший что-либо новое в серию. Не тянет на полноценную игру, уж как ни стараться. Однако новый эпизод «В тылу врага» является подарком для тех, кому эта серия по душе, им можно посоветовать ознакомиться со «Штрафбатом». Если не обращать внимание на то, что все перечисленное мы уже где-то не раз видели, то можно получить свою долю удовольствия. Преимущества: - сборник воспоминаний ветеранов и архивных документов; - достоинства серии «В тылу врага». Недостатки:- скупой сюжет; - тупой как пробка ИИ; - многочисленные «баги».
|